Психологические причины девиантного поведения подростков

Психологические причины девиантного поведения подростков

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Васикевич Вероника Викторовна.

Новосибирский государственный педагогический университет, г.Новосибирск, студентка факультета психологии; выпускница Сибирского института практической психологии, педагогики и социальной работы профессиональной переподготовки по направлению «Девиантология» vasikevitch @ yandex . ru

Аннотация. В статье речь идет о раскрытии понятия девиантного поведения. Раскрыты причины девиантного поведения подростков. Рассмотрены возрастные кризисы в подростковом возрасте. Представлены способы и приёмы работы с девиантными подростками.

Ключевые слова: девиантное поведение, причины девиантного поведения, подростки с девиантным поведением, отклоняющее поведение.

Данная тема является актуальной и значимой в настоящее время. Уделяют достаточно много времени проблемам девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Ж. Ж. Руссо. Он впервые обратил внимание, что у человека есть психологическое значение, которое имеет важный период в развитии. [5, с.70]

Подростковый возраст – самый сложный этап в становлении личности индивида. Подростковый возраст — это граница протекания между детством и взрослой жизнью.

Подросток проходит пять стадий полового созревания: Сначала проходит стадию детства т.е (инфантилизм) завершается в возрасте 8-10 лет у девочек, а у мальчиков 10-13 лет; вторая стадия ведет к началу пубертата, третья стадия носит этап активного формирования половых желез (девочки растут активнее); четвертая стадия идет в формировании активности половых гормонов (начинается менструация у девочек); в пятой стадии идет завершение репродуктивной системы.

Общение подростков со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Для подростка важны не только контакты со сверстниками, но и признание ими. Полноценное дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с «благополучными» сверстниками сужено. Обычно подростки с противоправным поведением устанавливают контакты с лицами, имеющими схожие проблемы. Для подросткового возраста характерна реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Чем ниже самооценка подростка, чем сильнее он чувствует себя в одиночестве. [5, с.75]

Кризис подросткового возраста — это кризис является самым острым и самым длительным. В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, изменяется голос у мальчиков). Начиная с 12-13 лет, происходит половое созревание и усиленная перестройка организма в целом, также развитие духовности интеллектуального потенциала. Происходит идентификация и формирование «Я — концепции». В основном связано с самооценкой, с образом собственного тела и с половой идентификацией. Девочки сильно озадачены своим внешним видом, может возникнуть мания (дисморфофобия) — повышенная сосредоточенность на тех телесных и физических изменениях, которые происходят.

Появляется чувство взрослости, а в семье возникают частые конфликты, подросток реагирует протестом и негативизмом на любые попытки вмешаться в его жизнь. После такого столкновения подростки узнают себя и о своих возможностях, на что они способны и как могут самоутвердиться. А вот главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Подростки достаточно легкомысленны и относятся к человеческим запретам возмущенно, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, а их любопытство становится сильнее. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка, превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса. Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

1. Кризис независимости (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие);

2. Кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам и формам поведения).

Подростковый возраст рассматривается один из «острых» кризисов и одним из самых важных и сложных критических периодов развития, подростковый кризис состоит из трех стадий: [5, с.120].

1) предкритическая стадия (ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушить общепринятые стереотипы);

2) кульминационная стадия (подросток может сделать что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело);

3) посткритическая стадия (у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми)

Девиантное поведение -это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. В социальном обществе всегда существуют социальные нормы и правила, которые принятые в данном обществе. Несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, на мой взгляд, является одной из наиболее важных проблем на сегодняшний день. Из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста девиантности среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики. Такое поведение угрожает физическому и психическому здоровью, а зачастую — и приводит к смертельному исходу. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, теория стигматизации Г. Беккера. [9, с.50].

Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов исследующих отдельные аспекты. Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими ученым, как С.А. Беличева, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина . Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева. [7 с. 55].

Девиантный подросток имеет свои особенности, по которым можно его увидеть : негативная психическая напряженность, акцентуированная готовность к риску, психическая ригидность, агрессивность высокая. Причины подростковой девиантности связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами, причины социального и психологического характера, причины связанные с возрастными кризисами

Стоит отметить, что несмотря на глубокие исследования девиантного поведения проблема подростковых девиаций требует дальнейшего изучения. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей. [6, с.130]

Делинквентное поведение — разновидность преступного (криминального) поведения человека, представляющее уголовно наказуемое деяние. Аномалии связанные с делинквентным поведением: проблемы в семье , психопатия, невротические расстройства, черепно-мозговые травмы. Мотивы к делинквентному поведению относят: скуку, получение удовольствия, высокий социальный статус, риск и острые ощущения, зависть. [6].

Аддиктивное поведение – тип девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций . Причины этому: пример родителей, избавиться от застенчивости, избавиться от состояния тревожности, чувство взрослости, биологические и социальные факторы. Формы зависимого поведения могут быть: химическая зависимость, нарушения пищевого поведения, игровая зависимость, сексуальные аддикции. По мнению В.Д. Менделевича -употребление алкоголем или наркотическими веществами можно рассматривать как бегство- «в тело». [6].

Патохарактерологический тип поведения — под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера. Причины психопатий : родовые травмы, заболевание ЦНС, черепно-мозговая травма и недостатки воспитания. [6].

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия — галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться). [6].

На гиперспособностях — тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях — идет игнорирование реальности. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно живет как бы в собственной реальности. Например, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с его неординарными способностями (музыкальными, математическими). В настоящее время большое внимание уделяется суицидальному поведению несовершеннолетним, такое поведение считается девиантным и проблемным.

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Виды суицидов: 1. истинный суицид — желание умереть (не спонтанно), угнетенное настроение, депрессивное состояние; 2. демонстративный суицид — не связан с желанием умереть, способ обратить внимание на себя; 3. скрытый суицид- поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход их жизни. Причины суицида: биологические факторы, болезни (алкоголизм увеличивает риск суицида), социальные факторы (которые приводят к депрессии и потери смысла жизни). [6]. У 52% подростков большая часть из низ носит временный характер, но у некоторых может закрепиться. А вот более 50% подростков фантазируют по этому поводу. Если это не импульсивный суицид и не чьё-то прогнозированное воздействие, то в поведении часто происходит комплекс, в основном наблюдается демонстративный суицид.

Читайте также:  Сифилис в галиции

С таким явлением как девиантное поведение нужно бороться, проводить профилактические работы по устранению негативного поведения. Профилактика девиантного поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. При оказанию психологической помощи подросткам с девиантным поведением рекомендуется использовать способы и приёмы: [1].

1. Информирование — повышение в области обсуждаемых вопросов.

2. Метафора — суть в использовании аналогий-образов, сказок, пословиц. Метафора оказывает косвенное влияние на установки, мнения человека.

3. Установление логических взаимосвязей — установление последовательности событий.

4. Убеждение-использование аргументов, беседа.

5. Приём — оцени поступок

6. Приём — мой идеал

7. Приём — обмен ролями

Таким образом, можно сделать вывод, что девиантное поведение – определяется большинством исследователей как отклоняющееся поведение. Рост детской преступности, формирование к алкоголизации и наркомании, изменения в сфере социальных интересов представляют собой проблемы, которые накопились в нашем обществе и требуют своего устранения. Причины девиантности закладываются с детства, а устойчивая позиция развивается и сохраняется в подростковом возрасте. Любой фактор воздействующий на ребенка, дает в будущем толчок к такому поведению.

Хочется подчеркнуть, что семья является эталоном для своего ребенка, самым первым социальным институтом, который воспитывает и дает знания. Семейное воспитание — целенаправленный осознательный процесс формирования качеств. Смотря на своих родителей дети начинают подражать их манерам и действиям.

Родители не имеющие социальную и нормативную компетентность, не соблюдающие нормы и правила, то их дети становятся отражением их самих. Но, можно сделать исключение о том, что не все дети растущие в таких асоциальных семьях становятся правонарушителями, или имеют склонность к девиациям.

Если у ребенка есть эталон подражания вполне адекватного человека, который соблюдает нормы и правила, то ребенок имеет возможность учиться у него всему хорошему. Самая большая причина приводящая к девиантности — это одиночество. Когда родители из — за своей занятости, или по какой — то другой причине не находят времени узнать как у ребенка дела, обсудить важные вопросы жизни или просто провести совместное времяпрепровождение, тогда
происходит разрушение в сфере интимности.

Очень важно, чтобы родители воздействовали на ребенка с хорошей стороны, помогали в плавном протекании «острых» кризисов, понимали, любили, были другом и эталоном для подростка. Чтобы пережить данный кризис, нужно проявлять интерес к увлечениям ребенка, поощрение и поддержка, разговаривать, проводить время, обсуждать различные вопросы, советоваться со своим ребенком, не сравнивать с другими детьми, не использовать авторитарный стиль воспитания, а применять демократический стиль взаимодействия. Тогда в нашем обществе будет меньше несовершеннолетних с девиантным поведением.

1. Амбрумова А.Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений /А.Г. Абрумова — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 220 с.

2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / А.Л. Арефьев, — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 127 с.

3. Бытко Ю.И. Девиантное поведение подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / Ю.И. Бытко, — М.: МГУ, 2006. — 135 с.

4. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин //Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер,2001. – 512 с.

5. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. –М.: Наука, 1987. – 309 с.

6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.

7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.

8.Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. – СПб.:СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27.

9. Девиантное поведение Электронный ресурс] / Под ред. О.Ю. Сальковской – Электрон. дан. – М.: Справочно-информационный интернет-портал девиантное поведение подростков 2014, . – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/02/26/deviantnoe-povedenie-podrostkov

10.Дмитриева Н.Ю. Кризисы подросткового возраста, воспитание подростков[Текст]: / Н.Ю. Дмитриева , — М.: «Феникс», 2016.-157 с.

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие принятым в том или ином обществе нормам и стандартам. Это определение отклоняющегося поведения чаще всего используют современные психологи и социологи. Чаще всего девиантное поведение легко объясняют психологические особенности этого возрастного периода.

Классификация видов отклоняющегося поведения

На сегодняшний день социологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

  1. Склонность к алкоголизации и употреблению ПАВ
  2. Преступная деятельность

Каждый тип девиантного поведения требует особого внимания к себе: в частности, профилактических мер и путей коррекции.

Алкоголизм, наркомания и табакокурение в подростковом возрасте

Психологи утверждают, что подростковый период является пиком приобщения несовершеннолетних к психоактивным веществам. Это объясняется целым рядом существенных факторов. В частности, лишь некоторыми причины девиантного поведения подростков являются:

Виды девиантности подростков

  1. Любопытство и поиск острых ощущений. Как показывает статистика, довольно часто подростки пробуют наркотические вещества руководствуясь простым любопытством, а также рассказами окружающих о том, что употребление ПАВ позволит им испытать принципиально новые ощущения, способные внести в их жизнь новые яркие краски.
  2. Стремление быть как все и не отставать от сверстников. Одной из особенностей подросткового периода является то, что в это время социальная ситуация, в которой находится ребенок, претерпевает кардинальные изменения. И роль главного в жизни ребенка авторитета постепенно переходит от семьи и школы к сверстникам и улице. Стремясь заслужить их доверие и не отбиваться от группы, подростки способны на самые необдуманные поступки.
  3. Наличие в семье зависимого родственника. В том случае, если кто-то из родителей или родственников подростка имеет значительный стаж употребления алкоголя, наркотиков или других ПАВ, подросток может также приобщиться к ним путем неосознанного копирования их моделей поведения. Существенную роль в этом играет и то, что в семьях, где есть курящие или пьющие люди, алкоголь и сигареты находятся в свободном доступе для детей.
  4. Отсутствие достоверной информации о воздействии на организм ПАВ и последствиях их приема. Большинство подростков, впервые решающихся принять дозу наркотического вещества, выкурить сигарету действительно уверены в том, что это не причинит им никакого вреда. И, более того, они в любой момент смогут отказаться от вредной привычки.
  5. Психологические особенности, являющиеся фактором риска развития форм зависимого поведения (импульсивность, чрезмерная любознательность, частые смены настроения, повышенная возбудимость).

Формы девиантного поведения подростков

Преступность в подростковом возрасте

Преступление представляет собой общественно-опасное деяние, ставящее под угрозу безопасность, здоровье и жизнь окружающих людей. За совершение преступления предусмотрено наказание в соответствии с действующим на сегодняшний день Уголовным Кодексом Российской Федерации.

Подростковая преступность и алкоголь взаимосвязаны

Последние годы отметились ростом показателей подростковой преступности. Для того, чтобы лучше разобраться в причинах подобного явления, нужно обратить внимание на мотивы, толкающие подростков на такие правонарушения.

  1. Как показывает статистика, наиболее типичным мотивом подростков, идущих на преступление, является корысть: заинтересованность в личной выгоде. Корыстные мотивы являются объяснением большинства краж, порчи чужого имущества.
  2. Хулиганские мотивы иррациональны и чаще всего не поддаются никакому логическому объяснению. Руководствуясь им, подросток зачастую сам не может найти своему поступку хотя бы более-менее правдоподобное объяснение. Хулиганские поступки чаще всего совершаются под воздействием алкоголя и ПАВ.
  3. Другими причинами правонарушений также могут выступать личностные особенности подростка, такие как эгоизм, неуважение к принятым социальным нормам, низкий уровень социокультурного развития, чувство ненависти, злобы.
Читайте также:  Перловая каша польза и вред как приготовить

Побеги подростков – одно из проявлений девиантного поведения

В целом стоит отметить, что в наиболее широком смысле причины девиантного поведения подростков можно подразделить на две основных группы, в которые войдут биологические и социальные факторы.

К биологическим относятся наследственная предрасположенность к тому или иному поведению, особенности темперамента. К социальным – влияние на подростка семьи, школы, сверстников и общества в целом.

Психологические причины девиантного поведения большинства подростков также напрямую зависит от стиля семейного воспитания. К примеру, статистика показала, что чаще всего в правонарушениях уличаются подростки, воспитанные в социально-неблагополучных, малообеспеченных, нередко неполных семьях. Риск приобщения подростка к преступной деятельности также существенно возрастает если в его семье есть люди, ведущие антисоциальный образ жизни.

Немаловажную роль играет также психологическая обстановка в семье: подростки, часто становящиеся свидетелями ссор, криков и скандалов дома чаще других оказываются вовлеченными в дурные компании сверстников.

Неблагополучные семьи – социальная причина девиантного поведения

К семьям с явным, либо скрытым неблагополучием также можно отнести:

  1. Конфликтные семьи, где между родственниками присутствуют выраженные расхождения в мировоззрении, взглядах на воспитание, а взаимопонимание отсутствует.
  2. Формальная семья, где между членами семьи нет понимания, доверия и взаимоуважения. Довольно часто в таких семьях родители находятся на грани развода, однако по многим причинам (в качестве этого могут выступать нежелание участвовать в судебном процессе, материальный интерес и т.д.) продолжают сожительствовать, не поддерживая между собой отношений.

Девиантных подростков также часто отличают трудновоспитуемость, плохая успеваемость, социально-педагогическая запущенность.

Ошибки, совершаемые сотрудниками образовательных учреждений также в немалой степени являются фактором риска формирования у несовершеннолетнего форм девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков

Не секрет, что любую проблему гораздо лучше своевременно предупредить, чем после иметь дело с ее последствиями. Именно поэтому очень важно уделить должное внимание этапу профилактики девиантного поведения у подростков.

  1. Учитывая то, что зачастую подростки совершают правонарушения не имея достаточного представления о возможных последствиях своих поступков, исключительно важно уделить время своевременному предоставлению информации об этом. К подростковому периоду у ребенка должно сформироваться понимание административной, а также уголовной ответственности за те или иные деяния. А также того, как совершенное преступление может отразиться на его дальнейшей жизни.
  2. Родитель должен иметь четкое представление о круге общения подростка. Очень желательно установить с ними доверительные отношения, создавая дома благоприятную атмосферу для совместного времяпрепровождения. Необходимо также поощрять ребенка ходить в гости к друзьям. Однако, количество вечеров, проведенных вне дома, должно быть оговорено заранее и ограничено.

Одним из фундаментальных факторов риска в подростковом периоде является неорганизованность.

Поэтому очень желательно, чтобы у подростка было хобби, которому он будет посвящать свое свободное время. Занимаясь спортом, музыкой или участвуя в кружке по интересам, подросток также сможет легко найти друзей по интересам, оградив себя от влияния дурной компании

Профилактика девиантного поведения – совместные акции

В общении с подростком необходимо поощрять его рассказывать о себе, делиться с родителями своими мыслями, чувствами и переживаниями. Замечено, что дети, окруженные вниманием и заботой, значительно реже других демонстрируют склонность к антисоциальному поведению и другим формам девиации. Кроме того, именно безразличие со стороны родителей часто становится причиной отклоняющегося поведения подростков – будучи лишенными внимания, они пытаются привлечь его к себе хотя бы таким способом

Немаловажную роль играет также образованность родителей; знание того, какие психологические особенности отличают подростковые возраст.

Профилактика девиантного поведения подростков – задача, для выполнения которых должны объединить усилия все социальные институты, с которыми так или иначе связан несовершеннолетний. Одним из этапов профилактики отклоняющегося поведения, который должна осуществлять школа – ранняя диагностика и определение склонности к зависимому, антисоциальному и другим видам поведения. Для этих целей школьные психологи могут использовать как наблюдение, так исследования с применением профессиональных тестов (ДДЧ, Тест Кеттела, опросник Е.Личко). Осуществлять работу с подростками групп риска должны специально обученными специалисты (воспитатели, классные руководители, психологи, специалисты по социальной работе, сотрудники полиции по делам несовершеннолетних).

Девиантное поведение подростков, обработка и статистика данных должна осуществляться только специально обученными специалистами.

Ну и конечно же, воспитывая подростка, нельзя забывать простую истину. Каким бы правильным и последовательным не было воспитание, дети всегда будут обращать внимание не на то, что говорят родители, а то, как они поступают. И достойный личный пример, продемонстрированный подростку может заменить сотни воспитательных бесед и защитить его от многих неприятностей в будущем.

Коррекция девиантного поведения подростков

Поддается ли отклоняющееся поведение существенной коррекции? Безусловно, подростковый период представляет собой время, когда большинство личностных структур, а также характер и система ценностей уже практически сформировались. И изменить их кардинальным образом бывает очень трудно. Однако регулярность, последовательность действий в сочетание с верой в подростка и его силы рано или поздно способны принести видимый результат.

Участники коррекции поведения девиантного подростка

Прежде всего, стоит отметить, что строить коррекционную работу с подростком необходимо осуществлять строго учитывая его психологические качества и в соответствии с его личностными особенностями, учетом его потребностей.

  • В ходе бесед с несовершеннолетними важно не только порицать их за негативные поступки, но обращать внимание и на их положительные качества, даже если найти их, на первый взгляд, окажется довольно трудно. А также подчеркивать их важность, указывая на роль в дальнейшей жизни. В противном случае неверие в собственные силы может привести их к полной социальной изоляции.
  • Рассматривая конфликтные ситуации, необходимо обращать внимание несовершеннолетних на то, какую угрозу они на самом деле представляют собой для его будущего. Попытки воззвать к морально-этическим нормам довольно эффективно, однако в силу того, что подростки зачастую отличаются уже достаточно сформированными личностными структурами и мировоззрением, не всегда приносят ожидаемый эффект.

Работа психолога в коррекции девиантного поведения

  • Для коррекции закрепившихся форм девиантного поведения необходимо попробовать пустить разрушительную энергию подростка «в мирное русло», использовав ее в позитивном ключе. Например, импульсивный подросток, имеющий проблемы с самоконтролем и одержимый жаждой любой деятельности, сможет прекрасно проявить себя в качестве организатора (например, помощника вожатого, капитана школьной спортивной команды и т.д.). Правильное использование сильной стороны характера даст возможность с одной стороны, дать ему возможность самореализации, с другой – развить в себе такие недостающие качества, как усидчивость, трудолюбие, способность доводить до конца начатое дело. И хотя на начальном этапе деятельность должна осуществляться под строгим контролем, по мере развития самосознания подростка, ему можно предоставлять больше самостоятельности.
  • Если подростку присущи такие психологические особенности, как повышенная жажда внимания и признания со стороны окружающих, до него нужно донести, что заслужить их можно не прибегая к формам неадекватного поведения. Для этого им прекрасно подойдет любая творческая деятельность, в особенности требующая нестандартного, творческого подхода (например, занятия в театральной студии и т.д.). Это объясняется тем, что девиантное поведение у таких подростков чаще носит демонстративный характер. Прямого и грубого воздействия лучше всего избегать, заменив его живыми и понятными подростку примерами. Параллельно, можно указать на последствия, к которым может привести безответственность. Например, определение в центр временной изоляции, постановка на учет и т.д.
  • Немного сложнее реабилитационная работа осуществляется с замкнутыми подростками, которые крайне болезненно воспринимают любую попытку вторжения в его внутренний мир. В таких случаях очень важно действовать на подростка не напрямую, а через лиц, вызывающих у него уважение или симпатию.

Методы коррекции отклоняющего поведения

Каким бы не были причины девиантного поведения подростков, своевременное определение наметившихся проблем, профилактика и эффективная коррекция может дать им надежду на социальное благополучие в будущем.

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Читайте также:  Ингибиторы ферментов как лекарственные препараты

  • Причины девиантного поведения подростков
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы девиантного поведения подростков
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение девиантного поведения подростков
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентныйтип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Ссылка на основную публикацию
Прыщики на слизистой влагалища
Кожа в интимных местах, а именно - в лобковой и ягодичной областях, слизистая оболочка наружных гениталий богато снабжены секретирующими жир...
Процесс пищеварения в желудке человека
Процесс пищеварения в желудочно-кишечном тракте представляет собой ряд механических, физических и химических воздействий на еду. В результате этого пища измельчается,...
Процесс расщепления жиров в организме человека
Резюме. Метаболизм жиров обеспечивает важнейшие жизненные функции в организме человека При проведении биохимических анализов на определение уровня холестерина в крови...
Прыщики на сосочках у женщин
ааа ужас какой-то , у меня на этих местах были прыщики и есть, я их пыталась выдавить, а теперь вместо...
Adblock detector