Раздвоенный кончик языка у ребенка

Раздвоенный кончик языка у ребенка

В результате все-таки подрезали? И в каком возрасте?
Я думаю, у нас такая же проблема.

Нет пока. Правда, полагаю что между верхней и нижней уздечкой есть большая разница. я все хочу к хорошему детскому стоматологу дойти и показать ребенка и хоть узнать какие сроки подрезания как влияют на коренные зубы. Молочные ужо со щелью и это не исправишь никак, поэтому у нас уже время терпит. Если у вас еще не вышли, режьте скорее.

подрезайте, если короткая, и лучше до 2 месяцев
делали в обычной поликлинике (правда хирург — это единственное ее достоинство!)
операция — 1 минута, может поплакать 5 минут — когда Вам вынесут, от того, что перекись прикладывают и бинт во рту.
Мой перенес хорошо — правда весь день был слегка беспокойный, просто уделяли побольше вниманию и в рот сутки все только стерильное. :ded:
На следующие день — во всю улыбались и показывали язык! :support:
+ 1, до полгода говорят нормально.

мы делали в 3 м-ца.

Мы не резали, логопед знакомый сказала, что если будут проблемы с речью, то она вытягивается. Главное в данный момент, чтобы деть кушал хорошо.

Вот наш логопед сказала тоже самое. Главное, чтобы есть не мешало. А наша ляля за последний месяц 1800 грамм набрала, явно ей не мешает :))

А ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО-ИЗ-ЗА КОРОТКОЙ НИЖНЕЙ УЗДЕЧКИ У РЕБЕНКА КАК БУДТО РАЗДВОЕННЫЙ КОНЧИК ЯЗЫКА?

А ПРАВДА,ЧТО ИЗ-ЗА КОРОТКОЙ НИЖНЕЙ УЗДЕЧКИ У РЕБЕНКА РАЗДВОЕННЫЙ КОНЧИК ЯЗЫКА?

Да, у нас язычок раздвоен.

а мы не стали подрезать..старшей тож не подрезали, были проблемы с буквой рррр и ллл, но логопед все поставила. и еще раз поставит младшей теперь..я за подрезание только тогда, когда сосать мешает!

Вот мое мнение такое же. Елси бы мешало есть, подрезали, а так, лишнее вмешательство в организм ни к чему 🙂

Короткая уздечка языка: нужно ли её подрезать?

Под языком у любого человека есть перепонка, отросток слизистой от подбородочной подъязычной мышцы, которая соединяет дно слизистой рта нижней челюсти с языком. Это эластичная подъязычная связочка-уздечка, которая обеспечивает подвижность языка. По своей длине уздечка может быть разной, что является чисто индивидуальной особенностью каждого человека. Если уздечка короткая, это считается аномалией развития, но не болезнью.

Примеры укороченной уздечки язык у детей:

Но какие могут быть последствия, если вовремя не устранить эту проблему?

  1. У мамы возникают сложности во время кормления ребёнка грудью. Младенец с трудом захватывает сосок, часто теряет его, беспокоится, нервничает, устаёт, не может качественно кушать.
  2. Укороченная связочка провоцирует дефекты звукопро­изношения (в логопедической практике это называется механическая дислалия).
  3. Зубы нижней челюсти начинают расти неправильно, смещаются, изменяется прикус.

Часто ещё в роддоме врач определяет укороченную уздечку у только что родившегося малыша. В этот момент ещё можно сделать операцию, подрезать подъязычную связочку, потому что у младенца пока что в уздечке практически не присутствуют нервные окончания и значительные кровеносные сосуды. Процедура несложная, если провести операцию до одного месяца. Однако, если малыш без отклонений, охотно «берёт» грудь матери, короткую уздечку в роддоме не подрезают.

Немного позже, от одного месяца и старше, хирургическая операция уже может быть опасной, так как ребёнок становится подвижным, активным, уговорить его сидеть спокойно и неподвижно трудно. При резком движении головы, когда хирург во рту работает скальпелем, может произойти серьёзная травма. Опытный врач посоветует Вам дождаться, когда малыш подрастёт.

А к четырём-пяти годам родители могут сами заметить, что ребёнок не выговаривает или искажает некоторые звуки (л, р, ш, ж, ч, щ). Речь непонятная, и язык, как правило, лежит на дне, не поднимается, ограничены его движения в ротовой полости. Все эти звуки при произношении требуют верхнего подъёма языка. Если ничего не делать, то ребёнок никогда сам не научится произносить их правильно. А по мере взросления, когда подросток слышит себя со стороны, начнутся и психоло­гические проблемы: стеснительность, замкнутость, так как качество речи оставляет желать лучшего.

Каждая третья мама, пришедшая ко мне на консультацию, находится в растерянности, озабочена тем, что после посещения стоматолога, который рекомендовал подрезать ребёнку уздечку, не знает, что делать. Есть два пути решения проблемы.

Первый путь-операция. К сожалению для ребёнка 5-7 лет это может быть неприятно и болезненно. Я видела, что некоторые дети очень боятся этого слова, нервничают, плачут. Прооперированный ребёнок, испытавший болевые ощущения, потом может долго бояться выполнять какие-то движения языком.

Читайте также:  Какие орехи полезны для желудка

Но подводные камни таятся в следующем: по мере подрастания ребёнка, подъязычная связка, которая до 1-го месяца у новорожденного была тонким тяжем с отсутствующими в ней мышцами и сосудами, значительно уплотняется, в ней увеличивается количество кровеносных сосудов, капилляров, нервных окончаний, меняется её структура, и после иссечения обязательно накладываются швы.

Подрезать уздечку можно разными способами, в дошкольном возрасте под местным или общим наркозом. Это решает врач. Почти всегда после операции мышечная ткань сокращается, и на месте шва в связочке образуются рубец, что мешает свободной артикуляции. Уздечка утолщается, а если задет нерв, то возникает асимметрия языка. Даже если у ребёнка визуально язык как бы раздваивается, «змеиный язык», после хирургического вмешательства он таким же и останется. Передняя часть языка работать не будет. При этом автоматически звукопро­изношение не нормализуется, чего часто не понимают родители, только кончик языка освобождается от натяжения, оставаясь таким же пассивным и слабым.

Но самое неприятное, что врачи-стоматологи не всегда объясняют родителям, что очень важно после операции, буквально через несколько дней, прийти к логопеду для проведения специального зондового логопедического массажа для предотвращения образования рубцов и активизации ранее неработающих мышц языка. За двадцать пять лет работы логопедом ко мне приходили на приём такие «запущенные» дети и чтобы привести язык в норму, требовалось много усилий.

Случай из моей практики. На приём пришла молодая мама с шестилетней дочкой. Полгода назад по совету стоматолога девочке подрезали подъязычную связку, потому что ребёнок не выговаривал звуки «Р, Ш, Ж».Мама ждала, пока всё зарастёт и появятся данные звуки, но чуда не произошло, тогда она сама решила поставить дочке эти звуки, используя только артикуляционные упражнения (из интернета).В результате измучила и себя, и ребёнка, дочка вскоре отказалась заниматься. Так что приходится ошибки родителей исправлять. В итоге, с помощью логопедического массажа, который я провела ребёнку, мышцы языка укрепились, функции языка были восстановлены, уздечка приобрела потерянную ранее эластичность, поставлены правильные звуки.

Таких примеров я могу привести много.

Второй путь — растянуть уздечку с помощью специального логопеди­ческого зондового массажа. При этом ребёнок во время процедуры не должен испытывать неприятные ощущения. От логопеда требуется профессионализм, опыт и мастерство. Логопедический массаж активизирует обменные процессы не только в подъязычной связке, но во всей ротовой полости, улучшает кровоток в уздечке. Постепенно восстанавливается длина уздечки, укрепляется её сократительная способность, а если ребёнок всё же ранее перенёс операцию, то уходят, разглаживаются рубцы.В целом, нормализуется тонус языка, восстанавливается передний край языка. В речи ребёнка появляются правильные звуки «Р, Ш, Ж, Л, Т, Д».

Поэтому, если возникнет вопрос, подрезать подъязычную связку «уздечку» или нет, сначала обратитесь к логопеду. Опытный, практикующий логопед смотрит не только длину и толщину уздечки, но и место прикрепления уздечки, её эластичность, возможности свободного края языка, определяет неврологическую симптоматику языка, общий тонус артикуляционного аппарата. Практически всегда, в 99 процентах случаев, укороченная уздечка растягивается без операции с помощью специального логопеди­ческого массажа подобранного индивидуально для каждого случая.

(ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ)

Своевременный осмотр языка у ребенка

Язык — сравнительно небольшой орган человеческого тела, тем не менее, именно в нём могут скрываться причины, связанные не только с проблемами звукопроизношения, но и со здоровьем в целом.

Все родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок рос здоровым, чтобы у него своевременно появились звуки, а речь была свободной и выразительной. Поэтому хирург-стоматолог должен тщательнейшим образом осмотреть ротовую полость ребёнка ещё в роддоме, в крайнем случае – в первый месяц жизни.

В дальнейшем подобные осмотры должны проводиться минимум раз в год, лучше – раз в полгода.

Патологии в строении языка

Что особенного может быть в строении языка? Родителям разобраться в этом сложно. Стоматолог же сразу заметит неполадки. Например, патологически маленький язык (микроглоссия), или непомерно большой язык (макроглоссия).

Микроглоссия приводит к трудностям с кормлением: у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, начинаются проблемы с пищеварением, ребёнок недобирает нужный вес и с каждым месяцем всё больше и больше отстаёт в своём психо-физическом развитии от сверстников, часто болеет. Впоследствии такой ребёнок начинает поздно говорить, у него множественные дефекты звукопроизношения. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала.

В случае микроглосии, детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и занятия с логопедом.

Читайте также:  Может ли тошнить при остеохондрозе шейного

Макроглоссия, или, как говорят логопеды, — массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. На помощь вновь приходит хирург-стоматолог, он делает операцию по уменьшению мышечной массы языка, то есть, пластику.

Некоторые родители долго тянут с проведением подобной операции: им жалко ребёнка. К чему приводит подобная проволочка? Представьте себе семилетнего ребёнка, у которого постоянно открыт рот, из него свисает язык, текут слюни, лицо амимично. Кому это понравится? Даже занятия с логопедом не дают ощутимых результатов: массивный язык не удаётся убрать в ротовую полость, он столь неповоротлив, что не может нормально произнести ни одного звука и двигается, словно неуклюжий медвежонок в берлоге. Ребёнок начинает стесняться своего внешнего вида, своей речи, с возрастом у него появляются комплексы и неврозы.

Да, операция травматична, после неё какое-то время будут проблемы с едой, но все эти явления временные, зато потом – нормальный внешний вид и правильное звукопроизношение, конечно же, при условии дальнейшей логопедической работы.

Бывает, что ребёнок рождается с раздвоенным языком (так называемый «змеиный язык»). Во времена средневековья участь человека с такой патологией была незавидной: подобный язык считался атрибутом нечистой силы. В наши дни эта ошибка природы уже не вызывает панического страха у окружающих и устраняется с помощью пластической операции. Если же родители не решаются на операцию и оставляют всё как есть, то помимо трудностей с приёмом пищи у ребёнка будут и проблемы со звукопроизношением.

Язык – карта внутренних проблем


К сожалению, проблемы, связанные с языком, не ограничиваются приведёнными выше примерами.

Внимание родителей также должен привлечь слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет, кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус. И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка? Последнее время всё чаще встречаются дети с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже желателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками, словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Чем раньше родители увидят «языковую проблему» своего ребёнка, тем успешней её можно будет решить, обратившись за помощью к специалистам.

Подъязычная уздечка

Уздечка (связка) под язычком ребёнка недопустимо короткая, или она вовсе отсутствует? В последнем случае язык желеобразный и студенистый, словно лишённый мышечной массы. Такой язык не справляется с правильным произнесением звуков. Операция здесь не поможет, вся надежда на логопеда: с помощью специальных артикуляционных упражнений удаётся добиться многого: увеличить подвижность языка, подготовить его к правильному произнесению звуков.

Разглядеть подъязычную уздечку ребёнка непросто. Хорошо, если эту процедуру проведёт стоматолог. Самим родителям хвататься за язык и приподнимать его не стоит. Во-первых, ребёнок вряд ли потерпит такое обращение, а во-вторых, без достаточных знаний и умений можно серьезно травмировать слизистые оболочки ротовой полости. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся воспользоваться маленькими хитростями.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко открывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?» — вопрошает он. Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку ребёнка.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?» Щелчки производятся только при широко открытом рте. Язык верхней поверхностью крепко присасывается к нёбу. Это тот самый короткий миг счастья, когда подъязычная уздечка предстаёт взору родителей во всей красе. Но миг этот быстро проходит, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба. Не успели разглядеть связку? Попросите ребёнка повторить упражнение ещё раз или воспользоваться третьей хитростью.

Читайте также:  Болит и жжет в заднем проходе

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!» — с интригующей интонацией говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Ребёнок любуется получившимся «грибком». «Давай и в твоём ротике вырастим грибок», — говорит взрослый. Вместе с ребёнком садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из его языка. Сразу может и не получиться. Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», — ту самую подъязычную уздечку.

Её строение и размеры — самые разнообразные. Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, даже тройную.

Подъязычная уздечка может быть практически незаметной прозрачной плёночкой, совершенно не мешающей работе языка. А может быть плотной, массивной и короткой настолько, что малыш не в состоянии даже на пару миллиметров приподнять язык кверху.

Рассмотрим несколько наиболее распространённых отклонений от нормы в строении подъязычной уздечки:

  • Ø Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка всё же препятствует.
  • Ø Уздечка тонкая, словно пергаментная бумага. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого в высунутом положении язык (его кончик) раздваивается «сердечком».
  • Ø Уздечка представляет собой плотный короткий тяж, состоящий из сухожильных волокон. Он прикреплён близко к кончику языка Подъём языка вверх существенно ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».
  • Ø Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка, он прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.
  • Ø Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители в большинстве своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке. Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

Приходится констатировать: во всех пяти рассмотренных выше случаях отклонения от нормы операция необходима. В первом, втором и третьем вариантах предстоит лишь рассечение уздечки под местной анестезией. Возможно, и в два-три приёма. В четвёртом и пятом случае хирургическое вмешательство более сложное. Вероятна даже операция под общим наркозом и пластика языка. Да, родители будут говорить о психотравме, стрессе и так далее. Не станем спорить, перечислим лишь основные последствия отказа от операции:

— формирование неправильного прикуса: прогения (нижняя челюсть выдвинута вперёд), косой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус;

— неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос ребёнка приобретает гнусавый оттенок;

— нарушение физиологического и речевого дыхания; формирование стойкого ротового дыхания; бесконечные простудные заболевания;

— тихий «иссякающий» голос, невыразительная речь;

— нарушения осанки: сутулость и искривление позвоночника.

— сложная дислалия (многочисленные нарушения звукопроизношения, или нарушения звукопроизношения по всем фонетическим группам).

Это – далеко не полный перечень проблем.

Ребёнку легче пережить небольшой дискомфорт в процессе операции, чем всю жизнь страдать комплексом неполноценности из-за своей невнятной и малопривлекательной речи.

Конечно же, выбор — за родителями. Если они всё же решатся на операцию, то должны посетить логопеда, педиатра и хирурга-стоматолога. Последний даёт направления на:

— клинический анализ крови с гемосиндромом;

— клинический анализ мочи.

После операции ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО должен пройти курс реабилитации у логопеда, в него будут включены специальные артикуляционные упражнения. Если их не делать, результат всех мучений будет равен нулю.

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

Ссылка на основную публикацию
Развитие околоносовых пазух у детей
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна ВНИМАНИЕ! Услуга...
Пшеница для проращивания польза и вред
Зерна пшеницы имеют наибольшую пользу и содержат максимальное количество минеральных веществ именно в пророщенном виде. Вылупившиеся семена полезны для употребления...
Пшеничная каша аллергенная или нет
Педиатры рекомендуют использовать гипоаллергенные безмолочные каши в качестве первого зернового прикорма, так в их составе отсутствуют: глютен; молочный белок; сахар...
Развитие органов мужской половой системы
В отличие от женщин, у мужчин большая часть репродуктивной системы вынесена наружу и находится вне полости таза. Существует забавная теория,...
Adblock detector