Шизоидное расстройство детского возраста

Шизоидное расстройство детского возраста

В рамках реализации проекта «Нормативно-правовое и информационно методическое сопровождение организаций ВОИ и семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (с использованием ресурса сайта www.razvitkor.ru)

«Дети с РАС: Шпаргалка для взрослых»

Поступает немало обращений от родителей, чьим детям был поставлен аутизм. Чаще всего родители говорят о таких проблемах, как речевые нарушения, отсутствие речи, отсутствие понимания обращённой речи, низкая социализация, рассеянное неустойчивое внимание, трудности в восприятии новой информации, общение штампами, заученными фразами и о многих других проблемах.

Что мы знаем об аутизме?

Аутизм – нарушение развития, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Совсем недавно аутизм считался редким расстройством, но сейчас очевидно, что это не так.

Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка.

Классификация

Симптомы аутизма могут встречаться в разных сочетаниях и иметь разную степень выраженности. В зависимости от этого выделяют различные формы аутизма: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и т.д. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения.

В МКБ-10 детский аутизм входит в рубрику «Общие расстройства развития» (F84), которая часть раздела «Нарушения психического развития» (рубрики F80—89). Здесь выделяются следующие формы общих расстройств развития:

• F84.0. Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера);

• F84.1. Атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами);

• F84.2. Синдром Ретта;

• F84.3. Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллера; детская деменция; симбиотический психоз);

• F84.4. Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;

• F84.5. Синдром Аспергера (аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста).

Обучение детей с аутизмом в школе

Существует несколько вариантов программ (8.1. — 8.4.) по обучению детей с РАС. Вариант программы рекомендуется ПМПК коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития.

В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).

*Вариант 8.1. рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей.

*Вариант 8.2. предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. Ребенок может находиться в среде сверстников с ОВЗ, имеющих нарушения (например, в специальном коррекционном классе вместе с обучающимися по вариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися с РАС в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО.

*Вариант 8.3. рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от варианта 8.2 в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), другие ОВЗ либо в среде сверстников без ОВЗ. В сфере академической компетентности при обучении по этому варианту выделяется два уровня достижений: минимальный и достаточный.

*Вариант 8.4. рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.

Основные симптомы

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам.

— трудности в общении и социализации;
— неспособность установления эмоциональных связей;
— нарушение речевого развития;
— нарушение развития всех областей психики: интеллектуальной, эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

Дополнительные симптомы

— снижение чувствительности к боли;
— стереотипии (стереотипии или стимминг/стим — регулярно повторяющиеся движения,звуки;
— самостимуляция имеет различные формы: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики и т.д.;
— самоповреждения;
— снижение чувства самосохранения;
— невозможность понимать социальные сигналы;
— невозможность изменять своё поведение в зависимости от ситуации;
— избирательность в еде, проблемы с приёмом пищи;
— неумение проявить эмпатию и другие.

Читайте также:  После питья воды сразу хочется в туалет

Обостренная чувствительность — особенность восприятия детей с РАС. Это проявляется в чувствительности к шуму, музыке, миганию лампочек, прикосновению одежды, запахам и т.п.

Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (далее мы расскажем об особенностях игровой деятельности, методах и методике развития социальных навыков).

Мир человеческой психики – во многом terra incognita даже для современного уровня развития психиатрической отрасли науки. Поэтому не удивительно, что многие специалисты на протяжении десятилетий обсуждают психические патологии и до сих пор до конца не изучили их природу. Одной из них является шизоидное расстройство, заставляющее человеческую личность своеобразно и оригинально воспринимать окружающий мир, близких и чужих людей, совершать неоднозначные поведенческие поступки.

Расстройство шизоидного типа оказывает всестороннее влияние на человеческую личность и задает характерные особенности мышления, общения и поведения. Люди-шизоиды живут в своем мире, наполненном фантазиями и интроспективными опытами. Они мало нуждаются в общении с окружающими, в различных видах социального взаимодействия и общепринятых способах профессиональной самореализации. Контакты с внешним миром поддерживают только формально и исключительно при необходимости. Они не эмоциональны, не проявляют эмпатии, им безразлична похвала и критика, исходящие от других людей.

Для людей с шизоидным расстройством характерны такие внешние поведенческие особенности, как тугоподвижность, угловатость движений, их однообразие и скудность. 50% шизоидов предпочитает в одежде манерный стиль. Другая половина больных наоборот небрежны и неряшливы. Все люди, имеющие данную патологию, не приспособлены к быту, беспомощны в элементарных вопросах повседневной жизни. Но в творчестве шизоиды могут добиться больших успехов, чем люди, обладающие обыкновенной психикой и стандартным мышлением. Среди индивидов с шизоидным расстройством много увлеченных литературой, математикой, естествознанием, чему способствует нестандартный оригинальный тип мышления.

Причины, симптомы и диагностика заболевания

  • Причины, симптомы и диагностика заболевания
  • Проявления шизоидного расстройства в различные возрастные периоды
  • Социальная адаптация при шизоидном расстройстве личности
  • Отличие шизоидного расстройства от других психических патологий личности
  • Лечение
  • Так что же есть шизоидное расстройство личности?

Причины, вызывающие шизоидный тип расстройства личности, зачастую можно увидеть в далеком детстве человека. Согласно проведённым исследованиям, родители будущего шизоида чаще всего не уделяли ребенку достаточного внимания, малыш получал мало положительных эмоций от них, не чувствовал их любви и заботы. В будущем это привело к отчужденности от мира и людей, породило компенсаторную реакцию защиты в собственном мире. Не исключены и генетические причины. Однако четкой картины причин возникновения данной патологии представить пока не удалось.

Диагностика шизоидного расстройства требует высокого профессионального мастерства психиатра или психолога. Для постановки такого диагноза не требуется лабораторных исследований крови или тест на выявление генетических нарушений, которые используются для диагностики некоторых психических патологий.

Тест на выявление шизоидного расстройства личности содержится в личностном опроснике Р. Кеттелла, позволяющем произвести углубленное исследование психических особенностей личности. Специалист получает итоговый результат – психографический профиль личности. Эта методика выявляет эмоциональные, интеллектуальные и коммуникативные качества человека, позволяющие сделать вывод о наличии или отсутствии психической патологии у него, а также о ее типе.

Международный классификатор болезней (МКБ-10) перечисляет следующие симптомы шизоидного расстройства (необходимо выявить три или более признака):

  • отсутствие способности получать удовольствие;
  • эмоциональная холодность, отчужденность, безразличие ко многому;
  • неспособность проявления как теплых чувств к другим, так и эмоции гнева;
  • недостаточная реакция на похвалу или критику;
  • отсутствие интереса к сексуальной сфере (необходимо учитывать возраст);
  • увлеченность фантазиями и интроспекцией;
  • предпочтение одиночества, уединенной деятельности перед пребыванием или работой в коллективе;
  • безразличие к общепринятым социальным нормам;
  • отсутствие близких друзей и доверительных отношений, нежелание их иметь.

Проявления шизоидного расстройства в различные возрастные периоды

Шизоидное расстройство детского возраста проявляется уже в 3-4 года. Такие дети сдержанны в проявлении чувств, что не свойственно периоду детства, имеют слабую привязанность к родным. Любят быть в одиночестве, либо предпочитают детскому коллективу компанию взрослых. Молча слушают взрослые разговоры, либо самостоятельно играют в тихие и спокойные игры. Им свойственен отвлеченный абстрактный тип мышления. Шизоидное расстройство детского возраста отличает интерес к вопросам философского характера (происхождение мира, явления жизни и смерти и т.д.). Создается впечатление, что дети, подверженные этой психической патологии, взрослеют раньше своих сверстников.

Читайте также:  Что делать если участилось сердцебиение

В подростковый период замкнутость и отгороженность от сверстников у ребенка могут еще больше углубиться. Подросток-шизоид находится в мире своих интересов и фантазий, к жизни других подростков относится с безразличием или неприязнью. С годами у больного происходит своеобразная адаптация к своему состоянию, развивается способность к самонаблюдению и некоторому самоконтролю. У родных и близких подростка наступает привыкание к его поведенческим особенностям, поэтому шизоидное расстройство подростка воспринимается легче, чем шизоидное расстройство детского возраста.

Некоторые подростки могут переживать одиночество, неспособность к общению, сложность найти друга. Однако попытки установить приятельские отношения не длятся долго, и шизоид легко уходит в свой собственный внутренний мир. Человек с шизоидным расстройством не умеет выражать свои эмоции, как не умеет и реагировать на эмоции других, что часто вызывает переживания его родных и близких. Но он не желает кого-либо обидеть или получить удовольствие по типу садистического, это просто особенность его психики.

Для диагностики расстройства шизоидного типа у ребенка или подростка, требуется присутствие клинической картины не менее 1 года. Этому заболеванию больше подвержены мужчины, чем женщины. Распространенность шизоидного расстройства в мире охватывает до 7,5 % всех людей планеты. Признаки шизоидного типа расстройства личности с возрастом проявляются все меньше. Пик симптоматики наблюдается в возрастном диапазоне от 40 до 50 лет.

Социальная адаптация при шизоидном расстройстве личности

Шизоидное расстройство личности умеренного типа не препятствует адаптации индивида в обществе. У человека могут быть даже один или два неблизких друга. Важен правильный подход к выбору профессии. Строго противопоказаны профессии типа «человек – человек», но вполне подойдут профессии «человек – знак», «человек – техника». Увлеченность шизоидов, их интерес не столько к результату, сколько к самому процессу деятельности, способны привести к успехам и даже открытиям и изобретениям.

Если у человека диагностируется шизоидное расстройство личности, то военная служба находится под вопросом. Даже не смотря на то, что это не заболевание, а отклонение от нормы. Стоит продумать последствия, которые может принести человеку, имеющему шизоидное расстройство личности, армия. Такие граждане в отношении к службе в вооруженных силах, согласно закону, имеют категории «ограниченно годен», если расстройство личности выражено умеренно, и «не годен» при резко выраженном расстройстве. Учитывая особенности, которыми характеризуется шизоидное расстройство личности, армия неизменно создаст психологическое напряжение, негативные эмоции, сложнейшую ситуацию тесного повседневного общения с сослуживцами, что очень нежелательно.

Отличие шизоидного расстройства от других психических патологий личности

На шизоидное расстройство могут быть похожи и другие распространенные психические патологии. Такое расстройство следует отличать от шизофрении вялотекущей формы. Нередко подростковые обострения шизоидного расстройства принимают за признаки начинающейся шизофрении. Однако отличия между этими двумя патологическими состояниями есть. Шизофрении свойственно проявляться в более взрослом возрасте, а в детстве и подростковом периоде ребенок может ничем не отличаться от сверстников. При наличии шизоидного расстройства личности характерные особенности – замкнутость, погруженность в собственный мир, эмоциональная ригидность проявляются уже с раннего детства.

Лечение

Людям с шизоидным расстройством личности свойственно не обращаться за помощью в клинические учреждения, пока патология не начинает серьезно осложнять их жизнь. Часто это происходит, когда защитные системы психики уже не способны справляться со стрессовыми ситуациями.

Лечение шизоидного расстройства предполагает нелекарственные методики. Основным методом выступает психотерапия, во время которой доктор описывает пациенту стандартные эмоции и предлагает попробовать их пережить. Действенными также могут оказаться ролевые игры, дающие образцы общепринятого социального поведения.

Так что же есть шизоидное расстройство личности?

В современной медицине шизоидное расстройство личности не следует считать патологией, это скорее ментальная норма, специфический образ мышления и поведения некоторых людей. Этот подход позволяет увидеть в шизоидном расстройстве огромный творческий потенциал, нестандартный взгляд на мир людей, игнорирующих существующую социальную систему, желающих мыслить и действовать вне ее подчас нивелирующих индивидуальность границ.

Под шизоидным расстройством личности в психиатрии понимается расстройство личности, которое можно охарактеризовать тенденцией избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений посредством социальной замкнутости, интравертированности, ухода в фантазии.

Читайте также:  Жидкость в цервикальном канале что это

Шизоидная психопатия развивается в раннем возрасте, и первые шизоидные черты проявляются на 3-4 году жизни. Дети с шизоидным расстройством склонны проводить время в одиночестве, избегать активного взаимодействия со сверстниками, не испытывать привязанности к членам семьи. Некоторые исследования доказывают, что для таких детей дошкольного возраста характерны не только некоторые черты замкнутости, но и выраженные проявления аутизма. У них, как правило, превалирует интеллектуальное развитие, поэтому дети с формирующейся шизоидной психопатией проявляют интерес к философии и абстрактному. Но в тоже время, с развитым логическим мышлением, асоциальным детям тяжело приспособиться к повседневной бытовой жизни. Вследствие чего, они отгораживаются от окружающих и не принимают участие в коллективном времяпрепровождении.

Довольно редко встречаются случаи, когда зачатки шизоидной психопатии наблюдаются сразу после рождения ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. Такое состояние называют синдромом раннего детского аутизма Каннера. Для новорожденных характерна неспособность установления эмоциональных контактов, однообразное поведение, плохая адаптация к новым условиям. Обычно у них отстает развитие речи и навыков самообслуживания. К 5-10 годам дети становятся более адекватными и начинают всесторонне развиваться, однако признаки аутизма сохраняются на протяжении всей жизни.

Людей с шизоидным расстройством личности отличает сдержанность, погруженность в себя, замкнутость. Им трудно взаимодействовать с социумом, это вызывает у них смущение, чувство неловкости, напряжение. Шизоидов отделяет от мира невидимая преграда, поэтому они общаются избирательно, тщательно отбирая круг друзей, включающий одного-двух человек. Или, наоборот, из рациональных побуждений они налаживают контакты с окружающими, которые носят исключительно формальный характер. Люди с шизоидной психопатией не способны сопереживать другим из-за недостаточности понимания их чувств. Замкнутость в себе обусловлена отсутствием потребности в коммуникации. Уклад жизни таких людей строится на уединении с собой, поэтому в свободное время они предпочитают чтение книг, прогулки на природе и другие «аутистические» занятия.

Шизоидов выдает некая парадоксальность, которая прослеживается не только во внешнем виде и поведении, но и в проявлениях эмоций и психической деятельности в принципе. Движения отличаются угловатостью. Мимику составляет ограниченный набор стандартных выражений лица, голос однообразен. Одеваются шизоиды, акцентируя внимание на своей аристократичности, либо на намеренной небрежности. Им не свойственно испытывать пограничных чувств, поэтому они могут либо любить, либо ненавидеть. Хобби в основном нестандартные, причем они могут быть как социально значимыми, так и наоборот. В том или ином случае, шизоиды равнодушны к повседневной жизни.

В основе темперамента лиц с шизоидной психопатией лежит психэстетическая пропорция – соотношение гиперстезии (гиперчувствительности) и анестезии (отсутствием эмоций). По доминантным чертам личности, выделяют два противоположных типа характеров, между которыми варьируются различные переходные варианты: сенситивные, гиперстенические, астенические, экспансивные шизоиды.

Сенситивных шизоидов отличает гиперчувствительность. Таких людей можно охарактеризовать как тонко и глубоко чувствующих личностей. Незначительных обиды заставляют их переживать в течение длительного времени. Причем все переживания направлены именно на себя, так как они склонны анализировать свои действия, доводя самонаблюдение до самобичевания. Они строят устойчивые привязанности к ограниченному количеству людей, а к другим относятся с осторожностью. Скромность и мечтательность сочетается с болезненным самолюбием. Стенические эмоции проявляются в своеобразной гордости. В профессиональной деятельности у сенситивных шизоидов отмечается добросовестность и обстоятельность, они ограничиваются небольшим перечнем повседневных дел. У них легко вызвать астенические эмоции, если обвинить в каком-либо неэтичном или безнравственном действии. Под воздействием конфликтов их замкнутость в себе усугубляется, и они становятся более недоверчивыми. По прошествии некоторого времени реакция проходит — структура личности остается неизменной.

Противоположными по характеру являются экспансивные шизоиды. Их отличает решительность, сила воли, непоколебимость, независимость от чужого мнения. Во взаимодействии с людьми они, как правило, чересчур официальны. Они принципиальны и безразличны. Про таких людей, говорят, что у них «скверный характер». Высокомерность, холодность, неспособность к сочувствию, бессердечность, сочетается с уязвимостью, неуверенностью в себе. У них легко вызвать эксплозивную реакцию. Испытывая затруднения, такие шизоиды раздражаются, совершают импульсивные поступки в порыве гнева. При ухудшении ситуации у них формируются переходящие состояния, близкие к паранойе, тогда недоверчивость перерастает в бредовую настороженность.

Ссылка на основную публикацию
Шелушатся крылья носа что делать
Шелушение кожи – верный признак ее поражения, нарушения естественного процесса обновления поверхностности эпидермиса и отторжения рогового слоя. Ситуация может сопровождаться...
Шарик в рот фото
Кляпы, расширители рта от Lux Fetish Кляпы для рта из полиуретана Кляп в виде пластикового шарика с отверстиями, которые позволяют...
Шарик на шее с правой стороны
Припухлость на шее люди часто замечают у себя сами, она может быть болезненной и безболезненной в зависимости от причины возникновения....
Шелушатся пятки на ногах что делать
Сухие пятки – это распространенная проблема, что доставляет дискомфорт, ощущается стянутость, зуд, портиться внешний вид кожи. Чтобы вернуть ножкам мягкость,...
Adblock detector